logo SS.jpg
 

Кризис на пороге.

Мы не будем вас мучить идеомами про то, что кризис- это новые возможности (якобы перевод с китайского) ; что в кризис можно сколотить состояние (в пример часто приводят Великую депрессию, хотя Рокфеллеры, Форды и Морганы разбогатели задолго до).

Мы поговорим максимально просто и жестко: Кризис – это время выживания.


Выживет и сохранит свой бизнес тот, кто лучше и быстрее приспособится к окружающей реальности.


Мы пережили кризисы 1998 ,2003, 2008 годов; могли наблюдать как выживали ( а иногда и не выживали) наши партнеры, клиенты, просто хорошо нам известные компании.

Из опыта прошлых лет и анализа ситуации сейчас можно сделать несколько выводов и дать самые простые рекомендации.

Отдельно оговорюсь, что речь идет только о среднем и малом бизнесе (с кем и работает всю свою историю компания «Сагалов сотоварищи», о бизнесе не связанном с государством, госкорпорациями и администрациями любых уровнях; о бизнесе существующем в более или менее рыночной, конкурентной среде.


Итак, кое-что из опыта.


В период жесткого кризиса мы рекомендуем:

  1. Не надо путать туризм с имиграцией, а экономию с крохоборством. Многие компании начинают вести учет чистой бумаги,кофе и мыла.Сосредоточьтесь лучше на людях.
  2. Сократите все возможные издержки на персонал (водители, клининг, секретариат).
  3. Все, что возможно –передайте на аутсорсинг. Разумно это делать только если экономия составит не менее 30-40%.
  4. Оставшихся в штате «закошмарьте» работой – сейчас самое время ждать, что сотрудник будет работать в 1,5-2 раза больше.
  5. Откажитесь от отдела маркетинга и рекламы (по крайней мере, в раздутом виде). Оставьте максимум одного толкового и честного исполнителя. Идеи, креатив –все это вы легко получите за 2-3 часа в неделю работы с хорошим коучем. И не стоит пытаться вырастить в своем коллективе Огилви или Эрнста с Янгом за зарплату, которая скоро в пересчете будет меньше 300 у.е. Все равно за такие деньги это невозможно.
  6. Откажитесь на время от планов по освоению новых регионов и рынков- сосредоточимся на том, что имеете.
  7. Режьте рентабельность на основном продукте, что бы быть максимально привлекательным – сейчас все будут выбирать по цене. Ищите, как заработать на доп.услугах, сопутствующих товарах. В хорошие времена этим пренебрегают и там скрыты большие ресурсы для роста доходности.
  8. Пересмотрите рекламные бюджеты –ни в коем случае не убирать их совсем, но перераспределить в пользу прямого маркетинга, той рекламы, которая принесет отдачу здесь и сейчас.
  9. Не складывайте все маркетинговые яйца в одну корзину – модный сейчас Интернет один не сделает вам стабильных продаж – работайте одновременно с 3-4 видами рекламы.
  10. Экономьте на подарках, поздравлениях, сувенирах –но не отказывайтесь от них совсем. Программы лояльности –это ваш шанс (см п 12 и 13); не удержите своих клиентов-вас уже ничто не спасет. Если нет средств совсем – есть как минимум 35 способов сделать клиенту подарок не потратив ни копейки.(подробнее в следующем письме).
  11. Появилось свободное время? Потратьте его не на социальные сети,а на чтение хороших деловых и профильных журналов (в т.ч. иностранных –благо гугл-переводчик с такими текстами справляется относительно неплохо, не Бодлера все-таки переводит).
  12. Не тратьте средства на привлечение новых клиентов- надо работать с имеющимися. Но работать так, что бы они были приятно ошарашены.
  13. Для реализации новых программ лояльности (за этим громким словом иногда стоят очень простые вещи) обратитесь к стороннему специалисту – со стороны всегда виднее, где вы «недолюбили» своих заказчиков, где они утекают к конкуренту.
  14. Вместе с ним поработайте с базой клиентов- (переписать из тетрадки в специальную базу данных; уточнить ДР, узнать не только телефон, но и адрес). У хорошей клиентской базы как минимум 9-12 колонок информации по каждому клиенту.
  15. Обратите внимание на тех клиентов, которые были у вас 3-5, а то и 7-10 лет назад. Самара город небольшой –старые связи не трудно восстановить.
  16. Не бойтесь обращаться к тем клиентам, которых потеряли (если только их уход у вас в свое время не вызвал вздох облегчения). Ошиблись раньше? Парадокс, но в кризис люди становятся терпимее к старым оплошностям и более склонны к back up.
  17. Бейтесь за рост. Любыми средствами, всеми силами- но достигнув дна, ваши продажи должны расти. И вы даже сами не заметите, как выйдите из кризиса совсем другой компанией. Вообще-выйдите из кризиса (тогда как для других он еще будет продолжаться). Потому что попадаем в кризис мы все одновременно. А выходим –каждый в свой срок.

Игорь Сагалов

Директор компании «Сагалов сотоварищи»

Бизнес-консультирование


Решения для вашего бизнеса в трудный период.

www.sagalov.ru

Маркетинг бюро

Вам нужна эффективная стратегия роста в период кризиса?
Мы начинали работу  в 98 году. Тогда казалось, что хуже уже не может быть.
Но именно тогда была заложена основа  процветания компаний, которые в последующем стали лидерами не только на самарском, но федеральном уровне.
Мы разрабатывали стратегию продвижения  и рекламную политику для компаний ОРТО (производство пластиковых панелей), «СамараМеталлоПласт», «Аполло», «Панорама» и многих других.

Компания «Сагалов сотоварищи» - это 12 лет работы на рекламном рынке города Самары.
Это издание журнала «МАРКА. Маркетинг и реклама в Самаре»
Это успешные проекты в издательском, консалтинговом бизнесе,  дирек-маркетинге.

Поэтому сегодня мы суверенностью  и гордостью предлагаем нашим клиентам помощь в:
-разработке маркетинговой стратегии,
-создании эффективного рекламного-плана,
-проведении рекламных кампаний.

Кризис предъявил новые требования к рекламе. Экономичность? Скромность? Сдержанность?
Нет. Мы делаем ставку на
Эффективность
Смелость
Креативность.

Вы хотите пережить кризис с наименьшими потерями? Тогда вряд ли мы будем удобным партнером для вас.
Вы хотите стать лидером в своей области? У вас есть амбиции? Тогда наш профессионализм будет вам полезен.

Как сложится наше сотрудничество?
1 вариант. Компания «Сагалов сотоварищи» берет на себя консультирование,  мы составляем креативный план для вашей компании и делимся наработками в таких сферах как «партизанский маркетинг», «медиа планирование в период кризиса», «оптимизация бюджета», «стимулирование продаж». Все остальное вы делаете самостоятельно.

2 вариант. Компания «Сагалов сотоварищи»  разрабатывает пошаговую стратегию вашей  маркетинговой политики и рекламной кампании. И  мы Берем на себя консультационное сопровождение.

3 вариант. Компания «Сагалов сотоварищи» делает все в сфере маркетинга и рекламы за вас. Вы занимаетесь только непосредственно производственным процессом в своей компании.

         
© Сагалов Сотоварищи. Все права зашищены.
Дизайн : Сагалов Сотоварищи
Живой журналFacebookPinterestInstagram